Интервью С.Чекалина

28.06.2013
СЕГОДНЯ НЕТ МОДЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ... Два слова о моём собеседнике: Время привыкло всё расставлять по своим местам. Если этому верить...Но в жизни моего героя ничего не было предопределено. Закончивший режиссёрские курсы в конце восьмидесятых, он находит себя на стыке двух музыкальных течений-шансона и электронной музыки. Сергей Чекалин... Будущий автор известных работ в области электронной музыки, например, запомнившегося многим альбома "Странствие", дебютировал в качестве композитора-песенника. Это обстоятельство и определило своеобразную манеру написания. Одна из его самых космических вещей, "Экология", по сути, написанная им же ранее песня "Люди и книги", в которой партию голоса заменил синтезатор. Великолепно аранжированная Борисом Деартом, она стала истинным эталоном российской школы электронной музыки, где ритм приобрёл своеобразие космических волн. Экология является классикой отечественной электроники, по своей известности спорящей со многими хитами, например, Эдуарда Артемьева... Он всё ещё полон сил, и смотрит на будущее с осторожным оптимизмом, давая понять, что его песня далеко не допета... Уважаемый Сергей, добрый день. .Рад возможности начать разговор с Вами сегодня. Думаю Вы догадываетесь о чём я хотел бы спросить Вас прежде всего: Если Вы можете рассказать об этом, что Вас заставило уйти за горизонт музыкальных событий на целые годы, и уединиться в городе космической славы, Королёве? О себе. В Королёв я попал случайно. Переезд туда в 1996 году был лучшим вариантом для решения моего жилищного вопроса. Потом наступило время малоденежья, и я выпал, как говориться, в осадок Нескромный вопрос: Ваше последующее «театральное» нашло Вас случайно, или это было призвание? Пришлось заняться театральными делами, что бы иметь хоть какие- то деньги. У меня есть режиссёрское образование. Я сочинил пару пьес для ТЮЗа и оформил своей музыкой. Поставил их и прокатывал. Тем и жил до 2008г. Потом некоторое время делал передачи на Московском ТВ Столица+, сотрудничал с музеем космонавтики и снялся в нескольких эпизодах в кино. Всё же Вы продолжаете, наверное, писать, так-сказать, в стол, - какой направленности эти композиции, если таковые есть? Действительно, я иногда выпускаю песни. Музыки в стол, как и большинство авторов насочинял много, когда будут избыточные средства, сделаю пару альбомов с инструментальной музыкой. Конечно же я не могу не спросить о Вашем соавторстве с Борисом Монастырёвым (Деартом), как вы нашли друг-друга, кого из вас больше, например, в знаменитой «Экологии», и что помешало продолжению формирования вашего дуэта? Как то так вышло само собой, что на первом этапе Б.Деарт сыграл свою заметную роль , ведь он был моим первым аранжировщиком. Его телефон мне дал бас гитарист Николай Минин. Мы с ним музицировали в одной рок- группе в Южном Бирюлёве. Кстати Николай этого момента уже не помнит. При первой встрече в 1987г. у Курского вокзала, он мне показал свою музыку, она мне не понравилась, но я ему этого не сказал. Решил попробывать работать с ним, и это себя оправдало, хотя многие тогда считали его аранжировки, примитивными, он ведь не имел специального музыкального образования. Но мне они нравились, а на мнения других я не обращал внимания. Он быстро развивался. «Экология» это минусовка песни «Люди и книги» (1988г.). Второй вариант аранжировки. В проигрыше его тема. Но нечто подобное, я ему давал в демозаписи. Он был очень талантливым музыкантом и изобретателем в музыке. Это тоже надо учитывать. Экология сыграна на непрофессиональных инструментах. Автор тембров Б.Деарт. У него была своя домашняя студия, где он экспериментировал и достигал порой значимых результатов. Деарта в Экологии много как аранжировщика. Как он сам говорил дух и энергетика в «Экологии» мои. Идея запустить эту минусовку как пьесу моя, я и придумал пьесе новое название. Боря мою музыкальную деятельность рассматривал вначале, как бесперспективную. Но когда музыка стала звучать везде он начал менять мнение. После этого альбома, мы сделали ещё три. Потом он сосредоточился на своей самостоятельной карьере, как композитора и это сосредоточение, привело к тому что мы перестали с ним работать. Это была его ошибка. На работу со мной уже не хватало времени, плюс он женился. На мой взгляд и как показала жизнь, к длительному автономному существованию, он был мало приспособлен во всех отношениях. В итоге, самым удачным периодом его деятельности, стала работа со мной. И даже во время моей работы в театре Борис Деарт эпизодически работал со мной администратором (забивал точки), чтобы добыть себе денег на выпивку, пропитание и оплату коммунальных услуг. Коммерчески значимого спроса на нашу музыку тогда не было. В период безденежья он продал свою студию и подняться уже не смог. Кстати, он мне остался должным за пять аранжировок. Деньги он попросил вперёд, я отдал тогда последние. Заказ выполнить он не смог и деньги тоже вернуть не смог. Жена ушла. Умер он в бедности. В последнее время пил и был неадекватен Почему Вы, композитор-песенник, решили вдруг переложить свои работы на электронный лад, и с кем помимо Деарта Вы сотрудничали на этом поприще? Специально космическую музыку я не сочинял. Такая музыка прибыли, как правило, не даёт, и поэтому я её передаю аранжировщику для записи, когда есть избыток средств. По рекомендации Б.Деарта я работал с аранжировщиком Г.Агачёвым (ныне покойный), у него Деарт учился аранжировке и звукозаписи. С ним я записал альбом с песнями и несколько инструменталов («Девушка пела (самая удачная из его аранжировок) и Ожидание). Потом работал и работаю с аранжировщиком Жаном Аликяном (студия эстрадно-джазового училища на Б.Ордынке). С ним я сделал альбом с песнями и несколько инструментальных пьес. Например «Свет звезды». Они впервые изначально задумывались мною как пьесы . Для кого Вы бы хотели писать песни сегодня, или, по-Вашему, нынешняя эстрада оскудела, и не решает никаких задач кроме бизнеса? Скажите, в каких песнях сегодня нуждается новое поколение, могло бы оно стать Вашей публикой? Любое поколение нуждается в самой разной музыке. Сейчас в основном пропагандируется примитив. Мне кажется, что в прошлом массовая музыка была более интеллектуально насыщена. Она предпологала некоторый интеллектуальный минимум у слушателя. Вообще в то время был культ интеллектуальности. Модно было быть умным и культурным. Сейчас важно быть в первую очередь богатым. Поэтому люди стали примитивнее. Хочется сделать песню, которая была бы востребована сегодняшней молодёжью. И что бы она при этом не была слишком глупой. В следующем году попробую записать пару песен. Традиционный для творческого человека вопрос: были ли у Вас кумиры в музыке и литературе, например, Саша Чёрный, чьи стихи вы переложили на ноты, и на мой взгляд, вполне удачно? А как Вы, к слову сказать, относитесь к работам нашего первопроходца в мир электронного звука, Эдуарда Артемьева? Мне в прошлом нравилась музыка самая разная. Если говорить об Э.Артемьеве, то мне нравилась музыка из фильма «Охота на лис». Сейчас слушаю много классики и восточную музыку. А также хиты прошлого и настоящего. К сожалению среди них мало Российских. В студенческие годы много слушал рок музыку Битлз, Пинк Флоид, Ле Дзепелин, Ди Пёрпл, Сузи Кватро, Элтон Джон, Клиф Ричард, также СПЭЙС,ЖАРЭ, Шульц, Крафтверк, русских эмигрантов и просто лёгкую музыку. Важно качество исполнения Не буду спрашивать что ещё захватывает Ваше воображение, как в прежние времена? Лично я всегда предполагал в Вас поэтическую натуру, но, по-моему, над ними время не властно... Должен признать, Сергей, что в «этом мире бушующем» очень не хватает Вашей музыки, которой Вы написали так до обидного мало.Электронная музыка, когда-то, в шестидесятые, бурно стартовавшая, на глазах не меняется. Напротив, жанр приобрёл вполне устойчивые очертания, и Вы, при желании, легко могли бы вернуться в тот самый вагон, с которого когда-то сошли. Хотелось бы ожидать от Вас новых «Странствий», и почему-то не верится, что Вы ушли из музыки навсегда... Благодарю Вас за уделённое мне внимание. Успеха Вам. С уважением, Игорь Киселёв.
o2label